logo
 
?

азартные игры это форма проявления поведения индивида

Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я. Гилинский ввел в употребление сам термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение» (Краснова М. Девиантное поведение (ДП) на сегодняшний день понятие весьма размытое. Одни из них позитивные – служат общественному прогрессу и развитию личности в целом: например, такое девиантное (отклоняющееся) поведение, как высокая социальная активность на благо общества, талант, гений, одаренность – это тоже социальные отклонения от нормы. Фаррингтон) следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности). Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлеченность подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность совершения им и других.

Так, под ДП понимаются: 1) поступки, действия, не соответствующие «официально установленным» или «фактически сложившимся» в данном обществе нормам и ожиданиям; 2) социальные явления, выражающиеся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих тем же критериям (Гилинский Я. Другие же негативные – нарушают существование или развитие общества (Гилинский Я. Можно сказать, что основной причиной социальных отклонений является противоречие между требованиями нормативной системы и интересами действующих субъектов. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. Поведение, отклоняющееся от моральнонравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, воровстве. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья (Кон И.

Гилинский констатирует, что социальные отклонения могут иметь для общества двоякое значение. Степанов) и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки, Р. Еникеев считает девиантное поведение социально неадаптированным и выделяет следующие виды данного поведения: - асоциальное поведение — разновидность отклонений поведения, являющееся нарушением нормального человеческого общения, социальных обязанностей, стандартов поведения, не влекущее за собой уголовной ответственности: пренебрежение к культурным и моральным ценностям, социальная индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, субъективизм, низкий уровень самоконтроля; - антисоциальное (преступное) поведение поведение, которое находится в противоречии с общественной идеологией, политикой и общечеловеческими истинами (Еникеев М.

Как пример социального отклонения можно рассматривать моральнонравственную позицию субъекта с глубокими религиозными убеждениями, но находящегося в обществе воинствующих атеистов (Васкэ Е. Таким образом, критерии ДП оказываются приложимыми к чрезвычайно широкому кругу поведений и социальных явлений, а критерий позитивности/негативности носит настолько субъективный характер, что одно и то же поведение/явление можно с равными основаниями оценить и как позитивное, и как негативное. В их поведении преобладает физическая агрессивность. • Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение.

Быстро подхваченный педагогикой, психиатрией и медицинской психологией термин ДП стал обретать новые оттенки. С точки зрения социальной философии, социальная норма – неотъемлемый элемент общественного управления, одно из средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением (Васкэ Е. Также «норма социальная» определяется как обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретноисторических условиях жизни общества, основными свойствами которого являются: объективность отражения действительности; однозначность (непротиворечивость); историчность (преемственность); обязательность воспроизводства; относительная устойчивость (стабильность); динамичность (изменчивость); формальная определённость (внешняя завершённость); степень распространённости, обращённость в будущее; оптимальность; возможность её измерения; организующая, регулирующая способность; превентивность; коррекционно воспитывающая способность (Клейнберг Ю. Усвоение индивидом социальных норм, например, моральных, проходит ряд последовательных стадий. Беличева выделяет три группы девиантных подростков: • глубоко педагогически запущенные подростки; • подростки с аффективными нарушениями; • конфликтные (неуживчивые) (Беличева С. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

Так, появилось понятие патологических вариантов ДП. Не более определенно и мнение о соотношении ДП и делинквентного, асоциального и антисоциального поведения, социальной и психологической дезадаптации (Каган В. Но при этом может и не быть достигнуто полное соответствие между нормативными позициями личности и требованиями социальных норм. • Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью.

Необходимо учитывать, что нормы в целом относительно стабильны, а жизненные ситуации, опыт личности и т.п., значительно изменчивей и разнообразней. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.

Субъект может быть несогласен с рядом социальных норм в силу своей незаурядности, нешаблонности мышления, одаренности, в силу более высоких требований, которые он предъявляет как к самому себе, так и к обществу. • Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью.

Если социальную норму принять за эталон поступка, то отклонения от этого эталона могут происходить в самых разных направлениях. Невский различают девиантных подростков: • с педагогической запущенностью; • с социальной запущенностью (нравственно испорченных); • с крайней социальной запущенностью (Андриенко В. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В понятие «девиантное поведение» вкладывается проявление нарушений в социальной регуляции поведения, дефектность психической саморегуляции.

Поступок может не соответствовать социальной норме по объективным или субъективным признакам, по целям и мотивам, по прямым или косвенным результатам. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм (Семенюк Л. В зарубежной психологии и криминологии имеются следующие трактовки, например, понятие «девиантное поведение» определяется в психологической науке США и Великобритании чаще всего как «акт нарушения любых социальных норм» (Коэн А., 1966, С.123), как «достижение цели незаконными средствами, которое влечёт за собой изоляцию, тюремное заключение и другие наказания» (В. 173184), как «отклонение от норм, принятых, фактически сложившихся и существующих в обществе» (Смелзер Н. Зарубежные ученые нередко отождествляют девиантное и делинквентное поведение. Шнейдер подразделяет девиантное поведение на две большие категории: 1) Вопервых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии.

Социальное отклонение представляет собой систему поступков, линию поведения, образ жизни. Отечественные учёные определяют девиантное поведение следующим образом: - как социальное отклонение от существующих социальных норм, их нарушение (В. Кудрявцев, 1982); - как отклонение от нравственных норм данного общества в случаях отсутствия клинически проявляющейся пограничной патологии (Королев В. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

Под социальным отклонением можно понимать любое отклоняющееся поведение субъекта, при котором взаимодействуют три группы явлений: социальные нормы, свойства личности, особенности конкретной ситуации. В., 1992); - как сложное социальное явление, в котором проявляется одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации, принимаемой в разных ситуациях патогенный, психосоциальный и асоциальный характер (Беличева С. 2) Вовторых, это поведение, нарушающее какието социальные и культурные нормы, особенно правовые.